Арсинская школьница нашла неизвестные факты о Якове Жигалёве – одном из первых комсомольцев района
29 октября 2018 года в России и республиках бывшего СССР будет отмечаться столетие Ленинского комсомола, уникальной и единственной в своём роде в мировой практике молодёжной организации. Многие жители Нагайбакского района прошли школу жизни, гражданственности и патриотизма в его рядах. Ученица Арсинской школы Екатерина Соколова под руководством педагога Анны Соколовой провела большую исследовательскую работу о жизни земляка – Якова Жигалёва, который был одним из первых комсомольцев в районе и который, несмотря на ампутацию ноги из-за тяжёлого ранения, продолжал быть в строю и громил фашистов, летая на самолёте.
Есть в нашем школьном музее много экспонатов, рассказывающих о жестоких боях на Ленинградском фронте 1941- 1944гг. Среди них фотография бравого офицера с двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени на груди. Это Яков Георгиевич Жигалёв. Мне захотелось больше узнать об этом легендарном человеке. Ведь Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, дедушки и бабушки, родственников и друзей, а также тех, кто живет рядом с нами. И общаясь с ними, изучая их судьбы и жизни, мы непосредственно приближаем к себе историю, которая так далека от нас, со своими событиями и переворотами.
Яков Георгиевич Жигалёв родился в казачьем поселке Арси Верхнеуральской станицы. Арсинцы делились до революции на казаков, наделенных землей, и «солдат», у которых земли не было. Большинство составляли казаки состоятельные и зажиточные, меньшинство « солдаты», которые занимались ремеслом, иные брали землю у казаков в аренду.
Революция 1917 года и гражданская война разделили казаков на сторонников советской власти и ее противников. В годы гражданской войны часть казаков ушла с атаманом Дутовым и позже оказалась в Китае. Другая часть воевала в армии братьев Кашириных и после гражданской войны устанавливала советскую власть в селе. Вот в такой атмосфере, родился и вырос майор гвардии в отставке Яков Георгиевич Жигалёв.
Летчики авиаэскадрильи. Верхний ряд третий справа – Жигалев Я.Г.
Я. Г. Жигалев закончил 4 класса церковно- приходской школы. А вскоре в 1929 году вошел в двадцатку первых комсомольцев таких как Евгения Иванова, Александр Падерин, Анфиса Катаева, Василий Гаврилов, Кузьма и Александр Яковлевы, Егор Плаксин, Василий Сурменев, Анна Мошкина, Анастасия Кравченко, Екатерина Соколова.
Его дедушка был против комсомола, поэтому когда Яков приходил с улицы он на ночь отдавал свой комсомольский билет бабушке, а она в свою очередь хранила его в кармане своей юбки. Вместе с другими комсомольцами Яков Жигалёв помогал устанавливать советскую власть в селе. Мечтая стать военным, он поступил в Кавалерийскую школу, после окончания которой его направили в летную школу в Оренбурге.
Есть люди которых, как говорится не берёт время. Так можно сказать о Жигалеве Якове Георгиевиче. Высокий, крепкий, словно отлитый из металла, отважный летчик. Несчастье случилось в тот момент, когда донская земля зачернела вспаханными полями, сев начался. Тогда во время коллективизации он возил члена правительства на самолете. В одной из таких поездок отказало управление. Элероны вышли из повиновения. С высоты
После больницы вернулся в Ленинград, где впервые поднялся в небо.
- Попробуем,- ответил бывший командир Жигалева, выслушав небольшую просьбу пилота с протезом.
15 успешных вылетов. Справка с подписями и печатью. Его вернули в строй. Работал в Казанском подразделении ГВФ.
Первые месяцы Великой Отечественной войны стали трагичными для Красной Армии. С 1941 года был блокирован Ленинград. Но уже осенью 1942 года в распоряжение Ленинградского штаба партизанского движения был выделен полк транспортно- бомбардировочной авиации. Партизан и подпольщиков, действовавших под Ленинградом и Новгородом, обслуживал отряд ночной бомбардировочной авиации, во главе которого стояли отважный советский летчик Яков Жигалёв и комиссар В.И. Морозов.
Весь летный состав отрядов был хорошо натренирован для ночных полетов в тыл врага. Летом и осенью 1942 года, когда немецкое командирование готовило крупное наступление под Ленинградом, небольшая группа летчиков перебросила в тыл вражеской армии десятки партизанских отрядов, диверсионных и разведывательных групп. Зимой 1943 года, когда формировалась 11-я партизанская бригада, авиаотряд в течение трех ночей перебросил для нее в тыл противника командно-политический состав, боевую технику и боеприпасы.
В июне 1943 года, когда волховские партизаны вели упорные бои с крупной карательной экспедицией, командир авиаотряда Я.Г.Жигалёв и летчик Н.В. Алексеев из-под самого носа карательной вывезли в советский тыл боле 70 тяжелораненых партизан.
А однажды сентябрьской ночью 1942 года Жигалёв полетел за линию фронта. Неуловимые «ПО-2» доставляли подкрепление к партизанам, заброшенным раньше. Дошли до моста. И вдруг красная ракета, пущенная над самой землей. Сигнал запрета. Значит, что-то там не ладится. Домой. У станции Замостье Жигалёв попал под огонь зениток. Осколки изрешетили приборную доску, изранили лицо, повредили руку, и почти перебили… протез. Ещё около 3 часов, истекая кровью, Жигалёв вел самолет. Не так-то просто оказаться в воздухе над вражеским тылом ночью, раненым и без приборов. Яков Георгиевич всё же посадил «ПО-2» на своей территории.
Потекли мучительные месяцы на госпитальной койке. Наконец снова в строю. Жигалев вернулся в горячее время. Предстояли большие переброски к партизанам. В частности, надо было доставить несколько групп, в состав которых входили люди пожилого возрасте. Майор гвардии, как всегда справился с этой задачей.
Н.И.Афанасьев в своей книге «Фронт без тыла. (Записки партизанского командира) пишет о мужестве и героизме отважного летчика Я.Г.Жигалева. «Я писал уже о том, что самолёты доставляли нам и оружие, и боеприпасы, и продовольствие, и обмундирование. Писал, как много значила возможность получать почту — свежие советские газеты, письма от родных, Окруженные врагом, мы не чувствовали себя оторванными от Родины, и это было самое главное. А сколько партизан обязаны летчикам жизнями! Ведь пока не появилась возможность отправлять наших раненых в советский тыл, сколько людей погибло даже не от тяжелых— от средней тяжести ран!
Я сам был свидетелем того, как начальник штаба 4-го авиаполка Я. Г. Жигалев, летчики Н. В. Алексеев и другие буквально из-под носа карателей вывезли летом 1943 года из 11-й бригады более 70 раненых. Немногим раньше столько же раненых было эвакуировано из 5-й бригады, причем погода в те дни стояла нелетная, но каждый участвовавший в этой операции совершил за ночь по несколько вылетов во вражеский тыл. Последние самолеты возвращались на базу уже с рассветом. В январе 1944 года из той же 5-й бригады летчики эвакуировали за ночь 105 раненых. Это — подвиг. Без всяких преувеличений.
Не могу не рассказать подробнее о Якове Григорьевиче Жигалёве. Начальник штаба полка. Летал при этом ничуть не меньше других, причём часто в самое пекло, предпочитая рисковать собой, а не своими подчинёнными. Так вот, был он инвалидом. В 1933 году, будучи летчиком-инструктором, потерпел аварию и лишился левой ноги. С полётами ему пришлось, конечно, расстаться. Но когда началась война, он добился права встать в строй. И воевал до победы. Среди его боевых наград три ордена Красного Знамени.
Ходил Жигалев, заметно прихрамывая, но никакой ущербности не чувствовал, а над протезом своим только посмеивался. Вот, например, как он рассказывал об одном из своих боевых вылетов зимой сорок второго года. Летел он тогда на «У-2», не имевшем, как известно, никакой броневой защиты, и попал под сильный вражеский огонь.
— Представь себе, как саданет рядом — изрешетило всю кабину, приборы вдребезги, а пара осколков — в протез! Только клочья полетели! Теперь смотри: если бы своя нога — госпиталь, а то и хуже. Мог бы и не долететь. А так хоть бы что. Вернулся, протез отстегнул и в ремонт. Ни тебе операций, ни перевязок...
Историю эту он, правда, рассказал не до конца. Наверное, потому, что конец был не такой развесёлый.
Выйдя из-под огня, он тянул потрепанную машину к линии фронта, и здесь его снова обстреляли. На этот раз везенья не было: осколки попали и в правую ногу, и в руку, и в лицо. Самолёт перестал слушаться, упал в лес. Но Жигалев добрался всё-таки до какой-то нашей части, оттуда его отвезли в госпиталь, выходили, и он опять оказался в строю»
Много их было и посадок, и взлетов в тылу врага. Добрая слава окружала эскадрилью майора Жигалева, награжденного двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. Яков Георгиевич выжил в этой кровопролитной войне и встретил долгожданную Победу. После войны жил и работал в Киеве.
Многому учит нас судьба Якова Георгиевича Жигалева. Служение Родине, готовность отдать жизнь за свободу и независимость своего народа для него стало высшей целью. И сегодня молодому поколению следует помнить об уроках прошлого, чтить предков, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями- это важные функции исторической памяти, помогающие сплочению народа. Если люди не будут помнить и чтить своих предков, никто не будет стыдиться плохих дел, потому что никто не будет о них помнить. И никто не будет делать хороших дел, потому что все равно дети об этом не будут знать.